Изучение языка изменяет мозг, и, вместе с этим, влияет на развитие ребенка. Было проведено множество исследований, целью которых было понять влияние билингвизма. К всеобщему удивлению было обнаружено, что изучение второго языка (или даже третьего или четвертого) влияет на развитие не только в контексте лингвистики.
Социальный мозг
Идея теории сознания является ключом к пониманию того, как билингвизм может влиять на социальные процессы. Теория сознания (ТС) – это предположения или представления человека о том, как думают о том или ином предмете другие. Согласно ТС, ребенок приписывает психические состояния себе и окружающим, а также осознает, что его разум и знания отличаются от разума и знания окружающих.
В важном исследовании влияния билингвизма на социальное познание, исследователи Нгуен и Астингтон сравнили группы детей в возрасте от 3 до 5 лет по ряду критериев, включив задание на ложное убеждение для проверки теории сознания. В этом задании, также известном как тест «Салли-Энн», ребенку показывают историю, в которой Энн перекладывает игрушки Салли, пока та не видит. Затем ребека из исследования просят показать, где, по мнению Салли, окажутся ее игрушки. Ребенок, демонстрирующий теорию сознания, поймет, что Салли будет думать, что игрушки находятся там, где она их оставила, потому что она не знает, что их перемещали. Дети одной из исследуемых групп с рождения и хотя бы до 8-ми месяцев постоянно слышали и английскую, и французскую речь, в то время как другие дети слышали только французскую, либо только английскую речь. Исследование показало, что при одинаковом возрасте и уровне владения родным языком дети-билингвы значительно превзошли показатели детей-монолингвов при выполнении заданий на ложные убеждения. У билингвов также наблюдались значительно более высокие показатели рабочей памяти.
Исполнительная функция
Но рабочая память была не единственной исполнительной функцией, показатели которой были выше среди билингвов. Исследования Белосток и Сенман показали, что различия между билингвами и монолингвами при выполнении заданий теории сознания были связаны с более выраженным ингибиторным контролем. Несмотря на то, что эта способность относится к когнитивной области, она имеет отношение и к социальной компетентности. Социальная компетентность включает в себя эмоциональную регуляцию, или, другими словами, адаптацию реакции для достижения желаемого. Хотя ингибиция и эмоциональный контроль – понятия разные, у детей дошкольного возраста была обнаружена крепкая взаимосвязь между ними (Карлсон и Вэнг, 2007). Почему социальная компетентность так важна? Социальная компетентность «предсказывает последующую адаптацию, академические успехи, самооценку и психическое здоровье». Она также является «фундаментальным показателем» положительных результатов у детей младшего возраста и одним из критериев готовности к школе (Оадес Сезе, Эскивель, Калиски и Маниатис, 2011).
Знания, приобретенные в результате исследования, проведенного на билингвах и одноязычных детях, могут применяться при формировании учебных программ и методик. Специалисты Оадес-Сезе, Эскивель, Калиски и Маниатис (2011) в своем исследовании предположили, что для детей важно овладеть хотя бы одним языком в дошкольном возрасте. Следует разработать программы, помогающие выявлять детей с низким уровнем языковых навыков, чтобы можно было своевременно помочь им. Также важно информировать общественность о том, что билингвизм не «сбивает с толку» и не тормозит развитие детей. Несмотря на то, что было проведено несколько исследований, которые предполагают, что дети-билингвы развиваются медленнее, чем монолингвы, приведенные доказательства недостаточны, и, наиболее вероятно, что причины медленного развития могут крыться в социально-экономическом статусе. В стратегическом плане это означает, что обучение второму языку в дошкольных учреждениях не наносит ущерба навыкам владения родным языком у детей – оно может даже быть полезным при подготовке к школе, а также в контексте социальной компетентности!
Если мы хотим улучшить академическую успеваемость ребенка, билингвизм может стать мощным инструментом для этой цели и на него стоит обратить внимание. Как упоминалось выше, социальная компетентность имеет фундаментальное значение для успешной учебы в школе, а билингвизм, похоже, усиливает «некогнитивные» навыки, необходимые ребенку для достижения успеха. Доказано, что взаимосвязь между билингвизмом, теорией сознания и социальными навыками вовсе не незначительная. Имея в своем арсенале подобную информацию, очень важно, чтобы разработчики образовательных программ понимали существенное влияние изучения иностранных языков на академические результаты.