Равновесие – это способность поддерживать контролируемое положение тела во время статической и динамической активности. Несмотря на то, что этот навык формируется из нескольких этапов, которые приходятся на возраст от рождения до пяти лет, большинство детей осваивают базовые навыки равновесия еще в дошкольном возрасте. Научиться держать равновесие – непростая задача! Согласно Американской Академии Педиатрии, равновесие требует совместной согласованной работы трех различных систем организма. В этой статье мы рассмотрим каждую из них и то, как они способствуют развитию навыков равновесия.
Природа наделила нас вестибулярным аппаратом, который является основой для развития навыков равновесия. Этот сложный аппарат образован крошечными органами, расположенными во внутреннем ухе. Вот почему, когда у нас ушная инфекция или внутренний отит, мы испытываем головокружение и теряем равновесие!
Визуальная система – особенно полезна для развития баланса в раннем детстве, когда ребенок начинает ходить и исследовать мир на двух ногах.
Проприоцептивная система – обеспечивает наш мозг информацией о движении и положении частей тела относительно друг друга. Вот почему даже с закрытыми глазами мы знаем, где находятся наши ноги! Эта система основывается на осязании, памяти и восприятии, полагается на информацию, исходящую от мышц и суставов, а также требует больше времени на развитие по сравнению с двумя другими системами.
Занятия, которые помогают обрабатывать сенсорную информацию и укреплять мышцы, помогают развивать и равновесие. Упражнения на тренировку равновесия включают игру с мячом, подъем по лестнице и спуск с горки на детской площадке, попытку передвигаться на четвереньках, как животное, прыжки и прочее. Можно улучшить зрительно-моторную координацию ребенка с помощью рисования и оформления поделок – в соответствии с возрастом.