Начните жить на английском вместе с малышом →

Ранее мы говорили о том, что примерно в 18 месяцев малыш меняется: вместо чувства единства он начинает испытывать отделенность. В период развития самосознания ребенку становится тяжело чего-то ждать, делиться игрушками с другими детьми или делать что-то по очереди. Мы также знаем, что истерики ребенка в этом возрасте – это обычное дело. А вот агрессивное поведение не должно превратиться в способ справляться с недовольством или разочарованием.

В этой статье мы обсудим важные стратегии, которые следует помнить, когда Вы оказываетесь в таких ситуациях.

Поскольку малыши еще только учатся общаться, они полагаются на свои действия, когда хотят выразить какие-то мысли и чувства. Вашему малышу еще только предстоит узнать, что такое сочувствие и самоконтроль, поэтому ему может быть трудно удерживать себя от гнева. Отсутствие самоконтроля и эмоциональной рассудительности заставляет его выражать свои чувства с помощью агрессивного поведения, например: тянуть за волосы, кусать, толкать или побить кого-то. Случайные всплески агрессии вполне естественны, но ребенок должен знать, что такое поведение недопустимо. Родителям важно научить своего малыша понимать и выражать свои чувства без агрессии.

Что делать в этом случае?

1. Сохраняйте спокойствие. Важно остановить поведение ребенка в твердой, но не агрессивной форме; помните, что Вы являетесь образцом подражания для него. Прежде чем среагировать, сделайте глубокий вдох, чтобы успокоиться. Если Вы покажете ему собственное отчаяние, он разозлится еще больше. А если Вы будете сохранять спокойствие, он, скорее всего, тоже успокоится. Внутри малыша накопились эмоции, которые побудили его прибегнуть, например, к удару кулаком сверстника, поэтому необходимо, чтобы Вы держали ситуацию под контролем, ведь ему в данный момент это не под силу.

2. Говорите строгим тоном и используйте жесты, чтобы донести до ребенка информацию. Используйте короткие, но внушительные слова, чтобы передать свою мысль, например: «Нет, то, что ты сделал – это не хорошо». Помните, что в этом возрасте Ваш малыш учится, подражая Вам, поэтому старайтесь использовать жест, означающий «стоп» или «нет», и высказывайте свою мысль твердым голосом, но не кричите на ребенка. Не ждите, что он поймет все с первого раза – может потребоваться несколько раз, чтобы он понял, что его поведение неуместно. Напоминайте ему о том, какое поведение считается недопустимым, используя те же слова и те же жесты каждый раз, когда он начинает вести себя неправильно.

3. Не прибегайте к угрозам и наказаниям. Дети еще не понимают концепцию наказания в этом возрасте. Они могут даже не понимать, за что их наказывают, и это может вызвать чувство непонимания и боли. Гораздо уместнее установить четкие, спокойные и решительные ограничения. Не нужно доводить до того, чтобы ребенок выучил угрозы и сам начал их употреблять, поэтому использование таких формулировок, как «Прекрати, иначе…» - не лучший способ воспитания. Кроме того, Ваш малыш умен, и он со временем обнаружит, что эти угрозы пусты, и это уже точно не поможет повлиять на его поведение.

4. Признавайте потребности ребенка. Даже если то, что он сделал, неправильно, ему необходимо знать, что Вы понимаете, зачем он сделал то, что сделал – что он хотел этим выразить. Если Ваш ребенок будет чувствовать, что его понимают, такое поведение вряд ли будет повторяться вновь и вновь. Если ваш ребенок злится или даже плачет, попробуйте сказать ему – в очень короткой форме – что Вы понимаете, чего он хочет, например: «Я знаю, что ты хотел поиграть с этой игрушкой». Лучшее, что вы можете сделать, - это признать его чувства. Необязательно соглашаться с его методами, но нужно признать его чувства. В этот момент не нужно просить его успокоиться или вести себя прилично – это только разозлит еще больше ребенка, и он будет пытаться заставить Вас прислушаться к своей сиюминутной потребности. Повторяйте свое высказывание, в той же короткой форме, столько раз, сколько необходимо – мягким, спокойным голосом – чтобы ребенок успокоился, тем самым Вы проложите путь к общению.

5. Возьмите паузу. Взять паузу не означает наказать ребенка, поставив его в угол. На самом деле, некоторые исследования показали, что наказание в виде тайм-аута посылают ребенку неверный сигнал и совсем не помогают ему контролировать свои эмоции, а, как правило, только ухудшают его поведение. Когда ребёнок расстроен, Ваша цель – вернуть ему чувство безопасности. Взять паузу значит остановить его в ситуации или занятии, на которое он агрессивно отреагировал. Когда он действительно зол или расстроен, важно объяснить ему, что есть другие способы выражения чувств – неагрессивные способы. В зависимости от характера Вашего ребенка можно попробовать прогуляться, вместе почитать книгу, попрыгать вверх-вниз или послушать музыку.

6. Расскажите ребенку о последствиях агрессивного поведения. Как только он успокоится, важно донести до него, что его поведение будет иметь определенные последствия. Сообщите ему об этом спокойным тоном, с сочувствием. «После того, как ты толкнул своего брата, он начал плакать, потому что ему было больно. И, естественно, он больше не захотел с тобой играть, и тебе от этого стало грустно. Но разве тебе бы не понравилось, если бы он тебя толкнул? А давай извинимся перед ним и обнимем его?». Возьмите паузу после напряженных эмоций: это позволит ребенку успокоиться и выслушать то, что Вы хотите сказать. Он поймет, что поступил неправильно, и будет готов извиниться. Он также научится извиняться искренне, а не просто говорить «извини» в порыве гнева или в качестве наказания. Этот процесс также развивает самоконтроль, когнитивные навыки и сочувствие; эти важные навыки понадобятся ребенку на протяжении всей его жизни, а также в будущих отношениях.

7. Дайте ребенку знать, что есть альтернативы. Важно поговорить о том, что ребенок мог бы сделать, чтобы выразить свои чувства, не прибегая к агрессии, даже если он, возможно, еще не полностью понимает их в силу возраста. Общайтесь с ним спокойно, с сочувствием. «Я знаю, что ты любишь играть с этим грузовиком, но твой брат тоже хотел поиграть с ним. Важно делиться и дожидаться своей очереди. А пока ты можешь поиграть с другой игрушкой». Если у Вашего ребенка особое отношение к какой-то определенной игрушке, можете сказать: «Если тебе не нравится, что твой брат играет с этим грузовиком, можешь его попросить так: «Это мой грузовик, не мог бы ты вернуть его мне, пожалуйста?» И предложить ему другой грузовик для игры». Важной частью развития самоконтроля и эмоционального интеллекта является обучение малыша приемлемым реакциям на то, что он сделал - то есть реакциям, не связанным с агрессивным поведением.

8. Напомните ребенку о том, что Вы – его поддержка. Сочувствуйте своему малышу и дайте ему знать, что Вы иногда тоже чувствуете разочарование и злость, и поделитесь с ним своими методами преодоления этих эмоций. Напомните ему о том, что он всегда может подойти к Вам, когда расстроен, обижен, зол или когда грустит. Лучший способ предотвратить агрессивное поведение – это дать малышу почувствовать, что он находится в безопасной и благоприятной среде.

Прочтите вторую часть этой статьи, чтобы узнать о способах минимизировать агрессивное поведение своего ребенка.