Начните жить на английском вместе с малышом →

Когда лучше всего начинать развивать интеллект ребенка? Самый оптимальный вариант – на ранних стадиях развития, когда мозг податлив и Вы все еще можете влиять на окружающую ребенка обстановку. Любопытству, настойчивости, мотивации и вниманию можно учить с самого рождения. Эволюция все предусмотрела: в раннем возрасте ребенок более восприимчив к обучению, поскольку он на 100% зависит от Вас, ведь только Вы способны удовлетворить его физические и эмоциональные потребности. Исследователям удалось определить несколько конкретных аспектов окружающей среды детей, которые влияют на их интеллектуальное развитие. Вот несколько шагов, которые родители могут предпринять, чтобы улучшить развитие мозга и познавательный потенциал своего ребенка!

Пренатальный период

Из всех факторов окружающей среды, влияющих на интеллект ребенка, пренатальный период, пожалуй, самый важный. Здоровье матери, ее питание, окружающая обстановка и эмоциональное благополучие влияют на развитие мозга плода. Высокий уровень гормонов стресса отрицательно влияет на оптимальное развитие мозга, прямо или косвенно, воздействуя на развивающиеся нейроны и изменяя течение беременности. Если Вы беременны или знаете кого-то, кто находится в положении, порекомендуйте им не нагружать себя делами, регулярно делать зарядку, расслабляться и использовать любые другие методы для снижения уровня стресса.

Питание

В период между четвёртым месяцем беременности матери и двумя годами мозг ребенка имеет повышенную чувствительность к количеству и качеству потребляемых питательных веществ. Младенцы, недоедающие в этот период, демонстрируют более низкий интеллект и сенсорно-двигательный дефицит, а также более медленное развитие речи. Это происходит потому, что их мозг меньше, в нем меньше нейронов, синапсов, дендритов и миелина, чем у тех детей, которые получают необходимое питание. После рождения грудное молоко – это единственно важный вид питания, способный повысить IQ ребенка. Подкорректировав такую переменную, как социально-экономические различия, исследователи выявили, что 8-летние дети, выросшие на грудном молоке, набирают примерно на 8 баллов выше по тестам IQ, чем дети, выросшие на смесях.

Игры и физическая среда

Развитие мозга требует правильной стимуляции; более умные дети растут в тех семьях, которые предоставляют им больше возможностей для исследований и игр. Мозгу ребенка необходимо разнообразие в повседневной жизни. Ключ к эффективному стимулированию ребенка – быть на шаг впереди его привычного окружения. Это невероятно действенный способ. Старайтесь менять игровые материалы каждую неделю. Проявив немного фантазии, родители могут найти множество способов стимулировать своих детей, и при этом нет необходимости постоянно покупать новые игрушки. Обучение происходит тогда, когда дети создают свой собственный мир игры. «Игра является основным средством обучения детей», отмечает Шонкофф (Профессор детского здоровья и развития, Гарвард). Детям необходимо выходить на улицу и находиться в другой среде, видеться с другими детьми и общаться с другими взрослыми. Однако существует ограничение в количестве стимуляции ребенка. Слишком много игрушек и занятий может создать путаницу и вызвать противоположный эффект и, тем самым, ограничить способность ребенка сосредотачиваться.

Музыка

Одним из самых поразительных открытий раннего развития является влияние музыки. Несмотря на то, что музыка не имеет пространственного компонента, ее подача преобразуется во внутреннем ухе в пространственную карту, и, таким образом, наш мозг воспринимает музыку как одновременные паттерны в пространстве и во времени. Отличный способ стимулировать пространственный интеллект – это обучить ребёнка игре на фортепиано. Причина, по которой игра на фортепиано дает дополнительный импульс музыкальному восприятию ребенка, связана с одновременным использованием пальцев, местоположением, высотой звука, временем и эстетической отдачей – все это развивает правое полушарие мозга. Известно, что подавляющее большинство музыкантов с абсолютным слухом начинали изучать музыку в раннем возрасте (до семи лет). Молодой мозг вполне готов к такому типу пространственно-временного обучения!

Стиль родителей / опекунов

Игры и окружающая среда имеют решающее значение для раннего развития, но качество взаимодействия между ребенком и взрослым стоит на первом месте. Мы напрямую влияем на наших детей, когда учим их тому, как устроены процессы, или когда подкрепляем их поведение и любопытство с помощью положительной обратной связи. Однако мы также учим косвенно, личным примером, который подаем каждый день. Дети учатся ежедневно с помощью простейших взаимодействий; они узнают о чувствах, доброте, о том, как относиться к другим людям, решать проблемы, наблюдать за деталями и запоминать события. Интеллектуальный успех выходит за рамки просто интеллекта. Умные дети задают вопросы, проявляют интерес к окружающему миру, настойчивы в решении проблем и поиске ответов. На все эти «умные» качества влияют именно родители.

Психологи выявили ключевые особенности интеллектуального успеха ребенка: к ним относятся забота, чуткий уход и вовлеченность.

Родители, которые развивают прочные отношения со своими детьми, в конечном итоге помогают формировать более продуктивных взрослых. «Родительская любовь – важная часть экономики», говорит экономист Джеймс Хекман.