«Помогать детям развиваться не означает покупать им самые лучшие игрушки и самые дорогие гаджеты. Здесь все наоборот: обучение происходит тогда, когда дети создают свой собственный воображаемый мир» (Деруи, 2016).
Яркие, вычурные игрушки, несмотря на всю свою привлекательность, не предлагают бесконечных возможностей, которые предлагает коробка. Ребенку нравится задействовать все свои чувства во время игры. Играя с коробкой, малыш использует развивающиеся моторные и когнитивные навыки для того, чтобы схватить, бросить или сложить что-то в коробку. А если она достаточно большая, то ребенок может даже залезть в нее.
Картонные коробки и другие простые предметы позволяют ребенку играть свободно. А это, в свою очередь, помогает ему продолжать развивать свои когнитивные, моторные и даже социальные и эмоциональные навыки. По мере взросления, он будет играть в сюжетно-ролевые игры, где этими же простыми предметами можно не только управлять, но и представлять, что это дом, крепость, космический корабль – да все, что угодно – ведь возможности здесь безграничны!
Согласно Пиаже, дети в возрасте 0-24 месяцев находятся в сенсомоторной стадии развития, а именно: исследуют окружающую среду. Новорожденные начинают изучать предметы, как только у них налаживается зрение. По мере роста они продолжают изучать предметы, хватая и кладя их в рот.
К 4-6 месяцам малыши могут перекладывать предметы из одной руки в другую. Примерно в 7-9 месяцев они уже могут трясти, стучать и даже бросать их на пол – таким образом, они узнают о причинно-следственной связи. К 10-12 месяцам начинает оттачиваться мелкая моторика, практикуется пинцетный захват. Малыши от 13 до 18 месяцев могут лепить из пластилина или даже складывать предметы друг на друга. В возрасте 18–24 месяцев они начинают участвовать в сюжетно-ролевой игре, где используют предметы символически.
Картонная коробка дает маленькому исследователю возможность практиковать навыки на каждом из вышеперечисленных этапов: здесь и представление о постоянстве предметов, и управление, и ролевые игры. Именно поэтому Ваш малыш предпочитает коробку и шелестящую упаковочную бумагу красивой игрушке, завернутой в них. Это не значит, что Вы должны перестать покупать ребенку игрушки. Существует множество простых игрушек, которые могут надолго увлечь ребёнка, а также способствуют полноценному развитию.
Чтобы правильно выбрать игрушку для малыша, задайте себе следующие вопросы:
- Предлагает ли эта игрушка неограниченные возможности во время игры? Выбирайте такие игрушки, как кубики, которые можно ставить один на другой, соединяющиеся кубики или стаканчики-вкладыши.
- Позволит ли игрушка практиковать новые навыки и решать какие-то задачи? Делайте выбор в пользу пазлов с крупными деталями, сортеров, красок, пластилина.
- Будет ли игрушка актуальна на разных этапах развития ребенка? Можно остановить выбор на пластиковых фигурках, мягких игрушках, кукольных домиках или игрушечных машинках.
- Учит ли эта игрушка жизненным навыкам? Сюда можно отнести пластиковые тарелки и ножи, игрушечные телефоны, детские чистящие средства, музыкальные инструменты, соответствующие возрасту.
- Будет ли игрушка стимулировать воображение ребенка? Купите нарядную одежду, переработанные ткани или ту же картонную коробку.