«Не требуйте от ребенка, чтобы он что-то делал, а просто ставьте эксперименты, за которыми он может наблюдать, и меняйте его образ мышления. Развивайте его критическое мышление, и это даст толчок формированию новых, более прочных причинных связей, которые, в конечном итоге, сделают из него гения исследований!»
Каждый раз, когда мы контактируем с ребенком, его глаза и мозг загораются. А когда мы находим свободное время для того, чтобы насладиться этими моментами, мы замедляем ритм жизни. В конце концов, именно это и делают дети – они теряют счет времени и расширяют свои познания.
Но когда именно начинается процесс познания? Многие считают, что оно берет начало в первые годы жизни, однако познание начинается еще в утробе матери: у детей развивается тонкий слух на определенные звуки; они получают первые знания на родном языке. Затем они рождаются, готовые к обучению. Вокруг них собрано множество раздражителей. Их мозг не способен использовать логику приоритетов действий – механизм, который разработали взрослые. Он помогает нам выбрать, на чем следует сосредоточиться в данный момент, а что необходимо отсеять. Этот процесс происходит в относительно «новой» (в эволюционном плане) области мозга, называемой префронтальной корой. У старых видов млекопитающих это не столь заметно. Данная область мозга отвечает за наши суждения и гибкое мышление, также известное как «мудрость», помогает останавливать деятельность нашего мозга и фокусирует внимание. Однако у младенцев еще нет этого механизма, и поэтому им необходимо продумывать и формировать условные вероятности, чтобы понять, как устроен этот мир.
Дети переполнены нейротрансмиттерами, которые эффективно стимулируют познание и гибкость, но у них еще не развита та часть мозга, которая отвечает за поддержание баланса. Этот феномен можно понять, если представить, каково это впервые испытать что-то, что мы не испытывали раньше: вспомните свои чувства, когда Вы влюбляетесь в первый раз или впервые едете в Париж. Вы ищете подсказки, которые помогут Вам понять, как адаптироваться к новой ситуации. И внезапно этот новый опыт воспринимается намного шире, время замедляется, и три дня кажутся неделей, поскольку Вы полностью осознаете это новое «приключение». Детям необходимо то же самое: они смотрят, как отскакивает мяч, и, исходя из такого маленького примера, обобщают это действие. Именно так они поступают практически со всем! А что мы можем сделать, чтобы ускорить опыт познания? Исследования показывают, что дети используют свои основные представления о мире для создания новых предположений. Если эти предположения оказываются неверными, они используют эту возможность как способ познать что-то новое!
Когнитивные психологи Эми Э. Шталь и Лиза Фейгенсон провели эксперимент, который впервые продемонстрировал, что дети учатся на основе той информации, которую они уже обобщили. В ходе эксперимента исследователи показывали детям предмет в предсказуемой ситуации, а затем – в непредсказуемой ситуации. Сначала малышам показывали, как мяч скатывается по пандусу – в обычных условиях. Затем им показывали другие ситуации: тот же мяч, скатывающийся по пандусу, останавливали перегородкой прямо посреди пандуса; в другой раз, скатывающийся вниз мяч проходил сквозь преграду (что-то похожее на стену). Дети значительно лучше усваивали новую информацию из непредсказуемых ситуаций и, наоборот, ничему не учились, наблюдая за предсказуемой ситуацией. Дети хотели исследовать мяч и понять, что произошло. После ситуации, когда мяч «прошел» сквозь преграду, они проверяли прочность мяча, ударяя его о стол. А когда мяч остановился посреди пандуса, они начали проверять его гравитационные свойства, роняя его. Дети удивляются новым стимулам, и они стремятся понять их так же, как это делают взрослые. Они учатся на непредсказуемости, точно так же как мы учимся приспосабливаться к новому опыту. Таким образом, они становятся маленькими физиками и исследуют обобщенные свойства, которые, как им казалось, они уже знали.
Мир воспринимается детьми как место невероятно динамичное, с вновь появляющимися стимулами. Дети понимают так много, исходя из столь малого опыта! Это свидетельствует о том, что когнитивные блоки являются врожденными. Интеллект детей формируется на основе накопленных инстинктов. Чтобы понять, что предметы бывают разных видов, величины складываются, а каждая причина имеет следствие, требуется минимальный уровень созревания мозга, и это понимание, в конечном итоге, определяет способ восприятия опыта. Воспользуйтесь возможностью и бросьте вызов способностям ребенка – чтобы он мог скорректировать уже имеющиеся обобщения и стремился к познанию с помощью поиска новых примеров из жизни. Это необходимо для того, чтобы лучше понять мир, который его окружает!